Наконец то наши ученые, правда изредка, получают возможность работать так, как работают их коллеги на Западе. Самые солидные фирмы имеют честь (и возможность) приглашать их для консультаций. А пионерских разработок у нас, в Киеве, много. И если б отношению к науке в свое время, не было настолько высокомерным, украинские ученые имели б существенно большей вес в мировой науке.
Вот например, еще в 70 годах в Украине было сделано много работ с проблем керамики. Тогда предлагались революционные идеи. И они оказались реальными для внедрения в жизнь. Но ученые не нашли поддержку у «большой» науки и финансировались это работы время от времени. Поскольку у нас существует значительное отставание в технологии (до сих пор не на чем производить качественную керамику), остановились в основном на исследовательно-поисковой работе. В других странах пошли дальше и потребительский рынок заполонили товары с керамики.
Заведующий отделом прочности керамических материалов Институту проблем прочности АН УССР Г.А. Гогоци положил предо мной ножницы. Обыкновенные небольшие ножницы. Они мне почему-то напомнили игрушечные. По крайней мере, похожие на пластмассовые – детские. Начинаю резать ими бумагу, потом беру картон – никаких проблем.
- Хоть они и керамические, но прочнее металлических, - говорит Георгий Антонович. – Сделаны, к сожалению, не у нас. Ведущим производителем керамики в мире на сегодня является австралийская фирма «Нилкра-корпорейшн». Когда австралийцы начали добывать сырье и серьезно взялись за изготовление керамики, то пригласили к сотрудничеству самых известных в этой области исследований ученых. В Австралию перебрался канадский ученый Рональд Гарви и голландец Ричард Хиники. «Нилкра-корпорейшн» сделала, считаю, правильный выбор – ведь будущее действительно за керамикой. Не сосчитать отраслей, где ее уже можно использовать. Уже разработаны керамические двигатели, протезы, радиодетали. При добыче нефти с подземным скважин стальные трубы, которые ржавеют, с успехом заменяют керамические.
|
|
Фирма «Нилкра-корпорейшн» заинтересовалась и работами, которые ведутся в Институте проблем прочности АН УССР. Тут разработаны и изготовлены опытные образцы приборов для определения прочности и стойкости керамических сплавов. Аналогов им в мире нет. И когда с фирмы для оценки приборов привезли свои изделия, проверенные в лабораториях других стран, австралийцы были впечатлены: на не впечатляющих на первый взгляд советских опытных образцах значительно быстрее и с большей точностью были определены параметры, которые их интересовали.
Обойти стороной это факт бизнесмены, конечно, не могли. И Георгий Антонович посетил фирму официально, как консультант – его пригласили для помощи в разработке промышленной технологии изготовления высококачественной керамики. Ранее поехать за границу можно было только на какую-либо конференцию, и говорить разрешалось только за текстом доклада – завизированным, на которой накладывали специальные акты экспертизы, о том что там «ничего такого» нет. Все боялись, что на Западе своруют какую-либо идею. Придерживались принципа: ни себе, ни людям. И придержались…
В случае с керамикой: есть идеи, и опытные образцы техники, но главного – самой керамики - в массовом производстве нету. Бизнесмены готовы за это все платить деньги. И немалые. Потому, что это принесет еще большие прибыли. А мы тем временем у министерствах и ведомствах перекладываем с теки в теку бумаги, согласовывая восьмой год программу робот с керамики. А тогда еще и ищем крайнего, с которого ожидаем спросить: почему же мы такие бедные?
Александ СИДОРЕНКО
|